ГУП «ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ ФОНД»
Историческая справка
Датой основания мельничного комбината считается 22 августа 1907 года. Именно в этот день Санкт-Петербургская городская дума дала разрешение купцу второй гильдии Давиду Израилевичу Мордуху на строительство паровой вальцовой мельницы. Участок располагался в Александро-Невской части города в селении стеклянного завода между улицами Глиняной и Глухоозерской. Строительство началось 27 августа 1907 года, и уже в 1908 году было построено по проекту гражданского инженера Людвига Геллерта и инженера Генриха Гиршсона четырехэтажное здание с монолитным железобетонным каркасом. Подрядчиком строительства выступило товарищество «Железобетон» инженера Генриха Гиршсона. В том же 1908 году мельница вошла в состав акционерного общества «Петербургские товарные склады, холодильники и элеваторы» с капиталом в четыре миллиона рублей, основанного Д. Мордухом с компаньонами. Началось строительство «хлебного города». Вплоть до революции 1917 года мельничное производство бурно развивалось. В 1911 году были построены железобетонные склады, в 1912 году был построен первый в России железобетонный механизированный элеватор емкостью 11 тысяч тонн зерна и четырехэтажный пакгауз. Автор проекта гражданский инженер Исидор Николаевич Квиль использовал новую на тот момент технологию строительства из монолитного железобетона. В том же году были введены в эксплуатацию собственные железнодорожные пути, соединившие предприятие с Николаевской железной дорогой и Финляндской соединительной веткой. В 1913 году часть четырехэтажного пакгауза была перестроена под мельницу обойного помола производительностью 300 тонн зерна в сутки. Сейчас это мельница ржаного помола. В 1914 году мельница была электрифицирована. Это было одно из первых электрифицированных промышленных предприятий в России. За десять лет акционерное общество «Петербургские товарные склады, холодильники и элеваторы» превратилось в крупного производителя и поставщика муки и продовольственных товаров. В состав общества входили электрифицированные мельницы элеватор и склады на Глухоозерской улице 1,3,5,7 и Глиняной улице 2/10, холодильники, пакгаузы и завод по производству льда на Черниговской улице 9. Строительство «хлебного города» было завершено. Правление общества располагалось в Санкт- Петербурге, имелись отделения с пристанями в Казани и Бийске.
В годы Первой мировой войны общество занималось поставками продовольствия для армии и участвовало в закупках для снабжения Петрограда.
Элеватор, 1918г.
В 1918 году акционерное общество «Петербургские товарные склады, холодильники и элеваторы» было национализировано и бывшая мельница Мордуха перешла в ведение хлебного отдела Петроградской губернской потребительской коммуны. В конце 1918 года национализированные мельницы были подчинены Главному управлению мукомольно-крупяной промышленности ВСНХ РСФСР и мельнице было присвоено наименование «Первая государственная мельница». В 1920-1921 годах «Первая государственная мельница была самым крупным мукомольным предприятием в стране. Производительность мельницы составляла 700 тонн зерна в сутки, на мельнице работало 750 человек. 27 сентября 1922 года комиссией «Союза рабочих пищевкусовой промышленности Петрогуботдела» было утверждено переименование мельницы в «Первую государственную мельницу имени В.И. Ленина». В 1932 была проведена реконструкция корпуса №1, с заменой изношенного оборудования и переводом мельницы на обойный помол ржи с увеличением производительности до 500 тонн зерна в сутки. В 1934-1935 годах была проведена реконструкция корпуса №2 с заменой перекрытий четвертого этажа, переносом трансмиссии вальцовых станков на первый этаж и установкой новых самобалансирующихся рассевов и новых вальцовых станков.
Мукомольный комбинат им. В.И. Ленина, 1939г.
В первой половине 1941 года комбинат вырабатывал 1000 тонн обойной и обдирной муки в сутки.
В годы Великой Отечественной войны мукомольный комбинат им. В.И. Ленина продолжал работать. В период блокады Ленинграда это была единственная мельница, снабжавшая осажденный город мукой (располагавшийся по соседству комбинат хлебопродуктов им. С.М. Кирова решением Военного Совета Ленинградского фронта был остановлен и законсервирован). С первых дней войны основные кадры рабочих и инженерно-технических работников ушли на фронт. В июле 1941 сотрудники комбината, не подлежащие призыву, ушли добровольцами в народное ополчение в сводную дивизию Володарского района и защищали город под Лугой, Кингисеппом, на Пулковских высотах. Из 29 мужчин, работавших в корпусе №2, на фронт ушли 21. Женщины заменили мужчин, работали на всех рабочих местах, включая и самые тяжелые погрузо-разгрузочные работы. Женская бригада грузчиков выгружала и загружала вагоны, работала на восстановительных работах на предприятии и в районе. Территория комбината подвергалась артиллерийским обстрелам и бомбардировкам. За период войны на комбинат было сброшено более 600 зажигательных и около 10 фугасных бомб. Были разрушены склады, паровозное депо, контора элеватора, железнодорожные пути. В условиях блокады при острой нехватке зерна, электроэнергии, запчастей и горюче-смазочных материалов комбинат продолжал работать, разрабатывая новые помолы для переработки овса, ячменя, риса. В муку перерабатывались суррогаты: подсолнечный жмых, найденный на территории порта, рисовая лузга, овсяный, ржаной и ячменный солод, привезённый с пивзавода, кукурузные отруби и различные зерносмеси. В блокадный хлеб кроме муки входила обойная пыль, солод, сметки, жмых и целлюлоза. Только после прорыва блокады в январе 1943 года по освобождённому коридору была проложена железнодорожная ветка и в город начало поступать продовольствие. Качество хлеба улучшилось.
«Дорога жизни» 1941-1943 гг.
В 1945 году за героический труд 26 работников комбината были награждены орденами и медалями СССР.
После войны предприятие продолжало развиваться. В 1947 году был реконструирован корпус №1. В кратчайшие сроки был надстроен этаж размольного отделения и заменена часть технологического оборудования с внедрением новой технологической схемы. В 1948-1949 реконструкция продолжалась: так же как и в размольном отделении в зерноочистительном отделении был надстроен еще один этаж. В 1950 году были пристроены железобетонные силосы для отволаживания зерна. Мельница была переведена с обойного на двухсортный помол пшеницы с выходом муки первого сорта 45% и муки второго сорта 35%. С апреля 1952 года по приказу Министерства заготовок СССР корпус №1 был переведен на трехсортный помол твердой пшеницы с выработкой муки для макаронных изделий. В 1958 был построен новый механизированный элеватор ёмкостью 70 тысяч тонн зерна, а 1959 году введена в эксплуатацию транспортерная галерея протяженностью 750 метров для передачи зерна из нового элеватора на мельницу. С 1957 по 1963 проводились работы по организации бестарной отгрузки муки. В 1966 году бестарный отпуск ржаной муки достиг 96%, что значительно сократило тяжелый ручной труд. В 1969-1972 г. был построен новый автоматизированный склад бестарного хранения муки емкостью 2400 тонн с механизированной погрузкой автомуковозов.
В 1971 году мукомольный комбинат им. В.И.Ленина награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1984 году была проведена модернизация мельницы ржаного помола. Была изменена технологическая схема и установлено дополнительное технологическое и транспортное оборудование, что позволило расширить ассортимент вырабатываемой продукции новым сортом муки – ржаной сеяной.
Исторический период с 1992 г по настоящее время связан с процессами приватизации, купли-продажи и коммерческого использования активов.
В 2008 году усилиями городского Правительства за счет бюджета Санкт-Петербурга удалось вернуть часть промышленных активов мельничного комбината в собственность города (элеваторный комплекс). Мельничный комплекс находится в собственности частной коммерческой структуры. С 2008 года производство муки осуществляется работниками ГУП «Продовольственный фонд» в отдельных помещениях мельничного комплекса на условиях аренды.
Элеваторный комплекс
С 2019 года ГУП «Продовольственный фонд» прорабатывает с городским Правительством вопросы объединения активов и перспективного комплексного развития мельничного комбината на территории «хлебного города».